Предыдущая Следующая
Габитус — это генеративные принципы определенных и
отличительных практик: пища рабочего и особенно его поведение за столом, его
развлечения, его политические взгляды и способы их выражения систематически
отличаются от соответствующих видов деятельности фабриканта. Но габитус — это
также классифицирующие схемы, принципы классификации, принципы восприятия и
разделения, разнообразные вкусы. Они проводят грань между добром и злом,
правильным и неправильным, изысканным и вульгарным, и так далее...
Из-за габитуса одни вещи кажутся верными, а другие —
неправильными, некоторые естественными, иные — странными. Он существует как
сфера безусловного знания, созданного смесью практик и эмоциональных моделей,
которые мы воплощаем по мере взросления внутри культуры. Именно поэтому явления
вроде гомосексуальности долго воспринимались с глубоко укоренившимся чувством
нравственного отвращения, кажущимся сегодня смехотворным. Впрочем, до сих пор
встречаются люди, утверждающие, что у них нет ничего против гомосексуальности в
принципе, но что они чувствуют дискомфорт при виде парочки обжимающихся парней.
Такова истинная сила габитуса, представляющего собой не просто идею, но
телесное состояние, связанное с идеей, наделяющее ее чувственной силой и
придающее ей безусловный статус. Реальное социальное изменение происходит лишь
тогда, когда на телесном уровне меняется габитус. Идея может быть первым шагом
инициации изменения, но пока она не воплотится и не обретет материальное
состояние, она будет существовать главным образом в сфере языка, ведя бледное
культурное существование.
Я покажу, как интенсивность чувств, генерируемых клаббингом,
создает альтернативное тело, в котором структурирующие рамки габитуса временно
стираются, а на их месте возводится измененный социальный мир. Разумеется, люди
посещают клубы не по этой причине. Едва ли они думают: «Так, ладно, пойду сотру
свой габитус». Это непредусмотренное следствие употребления наркотиков, танцев
и пребывания в толпе. Воздействие такого опыта на людей возрастает по мере того,
как воплощенный клаббинг испытывает тела, завещанные людям их собственной
культурой, тем самым изменяя траекторию их движения в социуме и отношение к
символическим и идеологическим рамкам, в которых заключен данный социум. Этот
процесс может быть сложным, в нем есть свои опасности, недоразумения и тупики.
И все же мои информанты соглашались с тем, что риск, на который они порой шли,
был оправдан, поскольку клаббинг добавил их жизни ценности.
Предыдущая Следующая