Предыдущая Следующая
«ЧТО ЗА ХРЕНЬ ТЫ НЕСЕШЬ, ЧУВАК?»
Читая эту книгу, не следует забывать, что сущность клаббинга
— веселье в компании других людей. Все, что я говорю о нем, вытекает из этого
простого социального факта. Однако веселье, связанное с клаббингом, сильно
отличается от других радостей современного мира. Хотя клаббинг является
неотъемлемой частью британской культуры, в ее рамках он все же выделяется как
очень специфичное общественное пространство. Интенсивность наслаждения, которое
можно испытать в клубах, делает клаббинг чувственной крайностью, бросающей
вызов традиционной британской морали. Христианство и особенно протестантизм
всегда относились с крайним недоверием к наслаждению, ибо считалось, что его
природа демоническая, что оно отвлекает людей от Бога и труда и, следовательно,
его необходимо жестко контролировать. Клаббинг почти полностью
противопоставляет себя такой позиции. Его практика сыграла важную роль в
переориентации социальных и индивидуальных взглядов на опыт получения
удовольствия. Удовольствие приобретает все большее значение в качестве
ориентира человеческой жизни. Социальные рамки, ранее сдерживавшие удовольствие
посредством ограничений на проявления чувственности, накладывавшихся моральными
правилами, ослабли. Это произошло отчасти и под влиянием клаббинга, поскольку
он облегчил доступ к ницшеанскому дионисийскому началу вместо аполлонического
начала порядка, структурирующего наш каждодневный опыт.
В настоящей книге я исследую ряд сил, воздействующих на
здравое, благопристойное и разумное тело, структурирующее нашу дневную жизнь.
Самая важная из них — габитус. Данный термин заимствован из трудов видного
французского социолога П. Бурдье, изучавшего то, как культуры структурируют
тела их носителей через навязывание практик. Такие практики внедряют
кодированные идеологические и социальные ценности культуры в плоть и, таким
образом, склоняют носителей той или иной культуры к ее воспроизведению. Именно
габитус пробуждает в нас чувство вины после нарушения какого-либо правила
своего общества. Вот почему мужчины ведут себя по-мужски, а женщины —
по-женски. Вот почему определенным классам свойственны некоторые общие
социальные черты, такие как, например, соблюдение диеты или страсть к футболу,
а не регби. Бурдье демонстрирует, как все эти несравнимые, казалось бы,
феномены можно связать воедино благодаря идее габитуса. Вот что пишет сам П.
Бурдье:
Предыдущая Следующая