Предыдущая Следующая
Категоризация этих эго осуществляется двумя способами:
внутренним (самим человеком) и внешним (социальным пространством). Мы знаем,
что многие внешние категории, например работа, класс и даже имя, которые Ж.-П.
Сартр (1993) называет антитетическими личностями, имеют в клубах гораздо
меньшую силу, что само по себе на уровне символов на один шаг отдаляет клубы от
окружающего социального пространства.
Иногда мы можем побыть собой, и, как мы уже поняли, клаббинг
позволяет многим людям испытать это ощущение. Тело клаббинга вышло за рамки
социальных и эмоциональных ограничений габитуса, став более экспрессивным. Оно
стало частью социального пространства, в котором экспрессивность имеет свои
правила. Рабочее и домашнее эго уступили место досуговому. П. Виллис пишет о
пространстве досуга следующее:
Сейчас термин «досуг» во многих отношениях неадекватно
отражает предаваемое ему значение. Он просто не может содержать или
поддерживать представление об огромной символической оболочке, с недавних пор
появившейся у свободного времени, способах исследования переходных стадий
взросления, создании и усвоении новых личностей.
Процесс усвоения новых личностей не является исключительно
символическим, он связан с созданием и опытом новых практик, посредством
которых люди покидают привычную социальную сферу, причем существует узнаваемый
шаблон, согласно которому строился опыт клаббинга моих информантов и менялось
их самоощущение. Этот шаблон также объясняет перемены, произошедшие за годы
существования клубной сцены. Все началось с рейвов, и все люди были просто
рейверами. Со временем, частично из соображений коммерции, а частично по
причине того, что люди хотели выделиться из толпы клабберов, клаббинг принял
мириады различных форм. (Более детальный анализ этого процесса ищите у С.
Торнтон [1995].) Изначальная принадлежность людей к определенной группе
клабберов, основанная на классификации музыкальной, либо связанной с
сексуальной ориентацией, либо модной или этнической, в которой класс иногда
являлся исключительно символическим катализатором, — была только первым шагом в
изменении личности и имела свои границы. К. Вутерс п оясняет:
Предыдущая Следующая