Предыдущая Следующая
Вопрос «Кто я, черт возьми, такой?» занимает в нашей культуре
выдающееся место. Идея того, чтобы быть собой, быть непохожим на других, быть
исключительным, играет невероятно большую роль в современной западной
идеологии. Прежде личность была сложным образом связана с социальной и
символической системой взглядов. Она давалась нам. Символический порядок
отражал социальную иерархию, абсолютное большинство людей еще при рождении
получали свое место и функцию в системе. Самоидентификация не была проблемой.
Конечно, люди были другими, но это различие стало источником идеи выбора и
движения или возможности формировать свою личность и создавать собственные
социальные и символические привычки, а также ощущать себя уникальным существом.
Вот почему Ж.-Ф. Лиотар (1984) назвал личность «совещательной»: вам необходимо
выработать ее на основе изменяющегося пространства всех возможных символов,
идеологиче-ских взглядов и социальных привычек. Мы верим в индивидуальность как
в идею, но нас никогда не учили быть личностями, поскольку практики и
социальные системы, удовлетворяющие наше общество, проходят мимо нас.
Напряженные отношения личности с общественным пространством,
расколотым между «бытием и ничто», рассмотренными Ж.-П .Сартром [Satre J.-P.
1993], создают источник трудностей в реальной практике существования личности
1. Где ты можешь быть собой? На работе? Дома? В тайном убежище? Вообще-то, ты
всегда остаешься собой, так как эго на самом деле состоит из множества «я», из
«множества эскизов», соединенных вместе телом, в котором они живут [Dennett D.
1993]. Тело — это стабилизирующая сила «протоэго», по А. Дамасио, оно соединяет
альтернативные личности,
альтернативные истории, альтернативные виды общественного
представления в устойчивый образ. Дамасио пишет:
Разнообразные грезы разума подготавливают «множество эскизов»
сценария жизни организма, если говорить об этой идее в рамках концепции,
предложенной Д. Деннеттом. В то же время отражение глубоко биологического
основного эго и развивающегося под его влиянием автобиографического постоянно
снижает важность выбора «эскиза», соответствующего единственному цельному эго.
Предыдущая Следующая