Предыдущая Следующая
Скрэтчинг как
концепция имел далеко идущие последствия и даже вышел за рамки собственно
музыки. Его можно обнаружить в графическом дизайне того периода. Кроме того,
благодаря распространению оборудования для обработки видео мы смогли оценить
такую «форму искусства», как видео-скрэтчинг, ставшую предвестником вездесущих
ныне клипов.
Трансформинг и
жонглирование битом
Следующий
важный этап в развитии турнтаблизма произошел, когда двое филадельфийских
диджеев обнаружили, что хитрыми манипуляциями кросс-фейдером микшера можно
«раскроить» базовый скрэтч самыми разными способами. Этот метод, получивший
название «трансформинг», сделал скрэтч намного более гибким и хлестким и
позволил диджею точнее контролировать звук. Из него вырос целый арсенал
технических приемов.
Впервые
трансформинг начал практиковать, как говорят, DJ Spinbad — еще один
филадельфиец, — а совершенствовался он в ходе напряженных дуэлей с диджеями Cash Money и Jazzy Jeff, первый из которых в
1988 году выиграл мировой чемпионат среди диджеев DMC. Что
касается Джаззи Джефа (кстати, он же — голливудский золотой мальчик Уилл Смит),
который крутил диски для Fresh Prince,
то он раньше других записал пластинку с трансформингом под названием ‘The Magnificent Jazzy Jeff’.
«Они
показывали разные странные стили и способы скрэтчинга, которые никогда прежде
не использовались, — объясняет Q-Bert.
— Когда появился трансформинг, он разом перевернул мир скрэтчинга».
В наши дни
простой скрэтч — редкость. Увлеченный турнтаблист способен объяснить вам
разницу между такими приемами, как чирп, твик, скриббл, тэйр и стэб (или чоп), не говоря уже о более
подвинутых «штучках»: трансформ, гидроплан, флэйр (обратный трансформ),
орбита и твидл. Хитрый прием под
названием краб, который Q-Bert внедрил в 1996 году,
стоит описать, чтобы у читателя сформировалось некоторое представление о
степени сложности подобных манипуляций. При выполнении краба большой палец
толкает ползунок кросс-фейдера в одну сторону, а четыре остальных пальца (той
же руки) мгновенно толкают его в противоположном направлении. Это делается за
какую-то долю секунды, пока другая рука вытворяет нечто столь же
трудноисполнимое с самой пластинкой.
Предыдущая Следующая