Предыдущая Следующая
В канун
рождества 1906 года американский инженер Реджинальд Фессендер, работавший с
Эдисоном и намеревавшийся добиться передачи радиоволн между США и Шотландией,
послал в эфир незакодированные радиосигналы — музыку и речь — из местечка
Брэнт-Рок неподалеку от Бостона, штат Массачусетс, изумив корабельных
телеграфистов в Атлантическом океане. Он произнес короткую речь, объяснив суть
происходящего, прочитал библейский текст «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» и сыграл несколько соло на скрипке,
сопроводив их пением (как он признавался, «не очень благозвучным»). Кроме того,
он стал первым в мире диск-жокеем, поскольку отправил по радиоволнам
музыкальную запись.
Какую же запись
впервые поставил диджей? Это был женский вокал: ларго Генделя в исполнении,
по-видимому, Клары Батт (Clara Butt).
Власть диджея
Радио является уникальным
средством вещания. Оно способно охватить миллионы людей, но благодаря его
близости каждый ощущает себя самым важным слушателем. В отличие от телевидения,
наводняющего дом картинами внешнего мира, радио остается частью того места, в
котором его слушают, а передаваемые с его помощью голоса и музыка рождают
сильное чувство общности. Социолог Маршалл Мак-Люэн называл его «племенным
барабаном». Арнольд Пассман (Arnold Passman) в книге The Deejays в 1971 году писал: «Электронная лампа изменила все,
вернув человечество к устному общению».
Благодаря
уникальной соблазнительной природе радио, диск-жокей быстро обретал
популярность, состояние, а также дурную славу. Власть человека, транслирующего
записи по волнам, была вскоре замечена, и немедленно встал вопрос о ее
правомерности. Музыканты усмотрели в ней угрозу своей занятости. С подозрением
к ней отнеслись и те, кто нес ответственность за общественное согласие. Фирмы
грамзаписи даже увидели в ней экономическую опасность, полагая, что радио будет
препятствовать, а не способствовать продажам их продукции.
Предыдущая Следующая