Предыдущая Следующая
Можно провести аналогию с миром ритуальной практики. Во время
многих ритуалов чувственносоциальный мир участников становится ярче и выходит
за рамки их обыденного восприятия. Это чувственно-социальное изменение
позволяет людям приблизиться к божественному, соединиться с ним и ощутить его
как чувственную реальность, укрепляющую жизненную силу морального и
космологического пространства, окружающего ритуал. Однако в мире, по большому
счету отказавшемся от религии и подчеркивающем важность личности, измененное
тело стало светской структурой, проявляющей себя как вариант досуга, позволяющего
людям воплотить созданные ими самими социальные и символиче-ские пристрастия. С
точки зрения общества, клаббинг укрепляет не культуру, а дружеские сообщества
клабберов и их положение в мире. Ритуал демонстрирует, как несколько
тысячелетий изменение тела способствовало формированию и укреплению смысла
культурного и космологического миров, предоставляя социальный механизм для их
воплощения. Клаббинг действует сходным образом, но в совершенно иных социальных
и культурных условиях, не признающих значения и смысла измененного тела. Но
измененные социальные тела все же могут помочь обрести смысл, хотя и в меньших
масштабах, рождая переживания, которые позволяют людям покинуть стерильные тела
повседневного мира и наполнить жизнь страстью.
У клабберов возникают проблемы, если клаббинг становится для
них единственной координатной прямой. В этом случае их отношения с данным
пространством и наркотиками, получающими статус единственной осмысленной вещи в
мире, выходят из-под контроля. Однако, по словам моих информантов, измененные
социальные практики, формы общения и модели взаимодействия, которые они узнали
в процессе клаббинга, распространились за пределы клубов и позволили установить
новые связи с миром. Этими практиками наполнились отношения между людьми, работа,
взгляды на мир. Ими созданы новые желания и стремления, переопределившие
отношение людей в окружающей их системе идеологии. Наиболее важным элементом
этого процесса стало то, что люди сосредоточились на первичности социальной
сферы, вместо того, чтобы оценивать себя с точки зрения пространства символов
нашей культуры, в том, что касается смысла жизни. Один из моих информантов в
ответ на вопрос о смысле жизни, подвел итог этим изменениям:
Предыдущая Следующая