Предыдущая Следующая
Утверждение Шиллинга позволяет определить место клаббинга в
мире, где усугубилась проблема смысла и который наполнен повышенной рефлексией.
Клаббинг — это один из видов пространства практики, в котором проблема смысла
преобразуется таким образом, что из идеологической или экзистенциальной
проблемы она превращается в проблему отношений тела с окружающим миром.
Я хочу подчеркнуть фундаментальное различие между смыслом,
заложенным в идеи, идеологии и символы нашей культуры, и значимостью, возникающей
при эмоциональном и телесном взаимодействии между людьми и их миром. Эти
системы, безусловно, должны пересекаться, так как, чтобы обрасти эмоциональную
силу, идео-логические убеждения должны найти воплощение. И все же, как пишет Д.
Леду «эмоциональная система сильнее привязана к когнитивной, чем когнитивная к
эмоциональной» [LeDoux J. 1999:19].
Процесс воплощения идей был бы практически невозможным, если
бы не эти идеи не были связаны с эмоциями, допускающими их чувственную жизнь.
Вся индустрия смысла была создана символами потребления,
книгами в стиле «помоги себе сам», духовными верованиями нью-эйдж,
политическими движе-ниями, борющимися за решения отдельной проблемы, и
самодостаточными политическими режимами, в свою очередь позволяющими развиваться
множеству противоречащих друг другу идеологических взглядов, незащищенных от
капризов моды. Поскольку символическое и идеологическое пространства становятся
все более недолговечными, люди пытаются уйти в мир, наполняющий их тела
чувством осмысленности. Смысл — это скорее свойство тела, чем мира идей, это
место в мире, чувственная ориентация, проникающая в мир символов и даю щая ему
эмоциональное и телесное третье измерение.
Жизнь тела клаббинга осмысленна сразу с двух точек зрения.
Во-первых, оно ощущает себя более страстным, живым, социальным, чем
ограниченное урбанистическое тело, в котором люди живут обыденной жизнью.
Во-вторых, оно позволяет человеку побыть самим собой, что, как мы уже видели,
удовлетворяет некоторым идеологическим убеждениям нашей культуры, еще не
полностью оформившимся как обыденные социальные практики. Чувствено-социальное
положение в мире создает определенную систему координат, которая будет помогать
человеку ориентироваться во время путешествия по миру, где, с точки зрения яркости
жизни, нет телесных ограничений аполлонического габитуса. Эти чувственные
координаты должны прийти в соответствие с опытом других людей; таким образом
будет создана новая система координат на чувственной плоскости. Альтернативные
пространства практики часто переплетаются, создавая чувственный ландшафт и
обеспечивая эмоциональные декорации, на фоне которых развивается и наполняется
смыслом взгляд человека на его отношения с миром.
Предыдущая Следующая