Предыдущая Следующая
П. Бурдье устанавливает связь между разнообразными телесными
техниками и телесной практикой, которую общество навязывает людям и внедряет в
идеологическую систему и которая воплощается как в индивидуальной, так и в
групповой практике. Как пишет об этом сам П . Бурдье:
Установление некоторого состояния, сопровождающего
определенный вид условий существования, порождает габитус
— систему
стойких, передаваемых черт поведения, упорядоченные структуры,
предрасположенные функционировать как упорядочивающие структуры, то есть как
принципы, создающие и организующие практики и представления, которые могут быть
адекватно адаптированы к результату без определения конечной цели и специальных
операций, необходимых для их достижения.
Получается, что в основном определенному чувственному,
социальному и эмоциональному отношению к миру нас учат особые практики (способы
поведения). Так, например, плакать дозволено ребенку, но не всегда дозволено
взрослому, в особенности мужчине. Так заведено не во всех социумах: в Египте я
видел плачущих мужчин, тронутых песней, однако они плакали по-мужски — вместо
того чтобы отнять у них возможность плакать, общество научило их плакать
по-мужски.
Эти телесные явления есть часть принадлежащего человеку
чувственного опыта бытия-в-мире, который содержит связи с системой взглядов
общества. В исследованном Бурдье обществе кабилов взгляды на маскулинность
выражались в особом мужском наборе телесных практик. П. Бурдье объясняет:
Использование рта: мужчина должен есть всем ртом, от души, в
отличие от женщины, которая должна использовать только губы и есть равнодушно,
сдержанно и осторожно. Теперь о скорости: достойный мужчина должен есть не
слишком быстро, без жадности и обжорства и не слишком медленно — подобные действия
являются уступкой природе.
Усваивая телесные практики, мужчина учится вести себя как
мужчина, чувствовать себя мужчиной и демонстрировать окружающим свою
мужественность. Женская телесная практика у кабилов противоположна мужской, что
создает две альтернативные формы тела, два способа бытия-в-мире, в данном
случае отражающие взгляды общества на пол. Впоследствии эти тела становятся
рациональным фундаментом для всего ряда убеждений, знаков и идеологических
взглядов, связанных с полом, так как позволяют им найти отражение в практике.
Предыдущая Следующая