Предыдущая Следующая
...Аполлон олицетворяет принципы формализма, рационализма и
последовательности, а Дионис представляетвосторг, фантазию , излишество и
чувственность... [Turner В.1996:18].
Если бы Ницше дожил до наших дней, ему бы понравилось в
ночных клубах, ведь клаббинг — это истинно дионисийская практика, породившая
собственные альтернативные формы общественного порядка. Танец — лучший пример
того, как клаббинг ввел дионисийское тело в мейнстрим британской культуры,
перевернув понятия телесной дисциплины и контроля, являвшиеся основой
протестантско-христианского взгляда на плоть, доминировавшего в нашей культуре
на протяжении столетий.
Поразительна скорость, с которой прижился и распространился
этот экстатический опыт. Танец возродился в качестве массовой формы социального
опыта, особенно это касается мужчин, большинство из которых раньше просто
стояло в барах с кружкой пива, наблюдая за тем, как женщины пляшут вокруг своих
сумочек, и опасаясь, что танец лишит их ореола мужественности и сделает
объектами насмешек сверстников. В 1984 году, еще до появления экстази, когда я
только начинал тусоваться, был одним из немногих парней, которые решались выйти
на танцпол и на которых остальные мужчины поглядывали довольно сердито. Нельзя
сказать, что меня приводила в восторг обстановка таких клубов, походивших
скорее на шумные, опасные, переполненные пабы.
Когда я вновь начал ходить по клубам в 1989 году, танцпол
трясся под ногами торчавших от экстази мужчин, размахивавших руками и
ухмылявшихся во весь рот так, что казалось, будто их лица вот-вот порвутся.
Многие из них всего лишь несколькими годами ранее решительно отказывались
танцевать. Разница была поразительной: генерируемая клубной средой чистая
физическая энергия моментально распространялась на всех, а столь заметные в
прошлом напряженность и мужской шовинизм ослабевали. Сами клабберы, как
правило, связывали эти перемены с воздействием экстази, но в действительности
они вызывались простым актом танца не в меньшей степени, чем каким-либо
свойством наркотика. Последний лишь уменьшал людскую застенчивость и страх
перед насмешкой настолько, чтобы позволить наслаждаться танцем. Парни, начавшие
открывать для себя танец, превращались из нетрезвой мебели в часть клубной
среды.
Предыдущая Следующая