Предыдущая Следующая
Джукбокс запатентовал житель Сан-Франциско Льюис Гласс
в 1889 году, то есть всего через пару лет после изобретения звукозаписи. Первый
аппарат с прорезями для монет и похожими на стетоскоп ушными трубками
установили в Palais Royal Saloon в родном городе Гласса. Он напоминал стойки для
прослушивания компакт-дисков в современных музыкальных магазинах, правда, по
размерам был ближе скорее к небольшому ядерному реактору. Эдисон изготовил
несколько подобных машин и демонстрировал их на национальных выставках, где с
десяток любопытствующих людей подключались к ним и стояли, ухмыляясь друг
другу. Однако эти примитивные штуковины не стали востребованы.
Только с появлением усилителей музыкальным автоматам
нашлось применение, а в двадцатые годы — с развитием технологии звукозаписи —
они распространились довольно широко. К 1927 году примерно двенадцать тысяч
таких устройств работало в барах, салунах, подпольных кабаках («сухой закон»,
не забудьте!), придорожных закусочных и кафе по всей Америке. На сельском юге
негры отдыхали в «джук-джойнтах» — лачугах, где выпивка и музыка позволяли им
на время забыть о тяжелой работе испольщиков.
Джукбоксы идеально вписались в условия Америки эпохи
Великой депрессии. Владельцам баров они обходились гораздо дешевле оркестров, а
царившее вокруг настроение отлично соответствовало тому дешевому пути бегства
от действительности, который они могли предложить. И правда, в то время как
продажи пластинок резко упали из-за кризиса, музыкальный автомат не дал отрасли
разориться окончательно. В 1939 году около 60% продаж записей приходилось на те
мелодии, которыми заряжались музыкальные автоматы.
После отмены «сухого закона» в 1933 году музыкальные
автоматы появлялись повсюду как грибы, ведь вместо каждого нелегального кабака
открылось с полдюжины баров, таверн или салунов, причем в большинстве из них
стоял джукбокс. В 1936 году одна только фирма Decca обслуживала 150 тысяч экземпляров, а к концу Второй
мировой войны их было уже почти полмиллиона.
Предыдущая Следующая