Предыдущая Следующая
В самом деле,
история сэмплирования — это история погони технологий за диджеем и изобретения
оборудования, способного быстрее, точнее и проще делать все то, чему давно
научился диджей. Вслед за музыкальным компьютером Fairlight, позволявшим
воспроизводить коротенькие зацикленные звуковые фрагменты, появился EMU Emulator, впервые
примененный в хип-хопе в 1982 году Марли Марлом, который случайно сэмплировал
удар малого барабана во время работы над ремиксом. Писателю Гарри Аллену (Harry Allen) он поведал, что
моментально осознал, какие при этом открылись возможности: «Я мог содрать с
любой старой пластинки звук барабана, вставить его и получить ретрозвучание
ударных». Опытный барабанщик Макс Роуч (Max Roach) также отметил потенциал
сэмплирования, когда сказал, что «хип-хоп существует в мире звуков, а не
музыки, и поэтому он столь революционен». А вот изобретатель Emulator Дейв Россам (Dave Rossum), напротив, не
предполагал, насколько нужной окажется его машина. Когда в начале восьмидесятых
его спросили, видит ли он в сэмплировании «будущее индустрии звука», Россам
только рассмеялся.
Ныне
сэмплирование — неотъемлемая часть музыки, а у фирм грамзаписи есть целые
отделы, занимающиеся продажей разрешений на использование сэмплов. Но долгое
время из-за него царила большая неразбериха, поскольку никто не спешил
выработать некие стандартные процедуры. Отчасти проблема разрешилась в 1992
году, когда суд признал незаконным использование сэмпла из песни Гилберта
О’Салливана (Gilbert O’Sullivan) ‘Alone Again Naturally’ в альбоме ‘I Need A Haircut’ рэпера-комика
Биза Марки (Biz Markie).
Вместо того чтобы обязать выпустивший произведение Биза лейбл (Cold Chillin’, которым владела компания Warner Bros) выплатить
О’Салливану роялти, федеральный судья постановил, что злосчастный сэмпл должен
быть удален, а пластинки с ним отозваны из продажи. Так возник прецедент.
Художественная
состоятельность сэмплирования долгое время оспаривалась. Разгневанные музыканты
кричали, что это не творчество. В ответ хип-хоперы начали претендовать на
статус архивариусов от музыки, ссылаясь на то, что они поддерживают интерес к
старым и забытым артистам. Как рифмовала бруклинская команда Stetsasonic в ‘Talking All That Jazz’
(1988 год): Tell the
truth / James Brown was old / ’Till
Eric and Rak came out with ‘I Got Soul’ / Rap brings back old
R&B / And if we would not / People could have forgot.
Предыдущая Следующая