Предыдущая Следующая
Все общества создают такие телесные формы. Факторы,
определяющие их структуру, отражают иерархию общества, экономическую
диспропорцию в нем, представления о религиозной вере и другие отличительные
признаки, действующие в общественной сфере. Для простоты в книге я везде
использую термин «габитус», однако нужно понимать, что, с точки зрения
современной терминологии, мы говорим о habiti — множестве вариантов габитуса,
отражающих различие между классами, этническую принадлежность, пол и возраст. Я
использую термин «габитус», так как чувственно социальный опыт, получаемый в
клубной среде, обнажает габитус и раскрывает его «упорядочивающую структуру»
вне зависимости от того, каким габитусом обладает человек.
Следующий аспект габитуса, который исследует П. Бур-дье, —
это собственная логика переживаемых практик. Это не обязательно рациональная
форма логики — это скорее чувственная, социальная и эмоциональная логика,
пронизывающая разные виды практики, и, как замечает П. Бурдье:
Идея практической логики, «логики в себе», не подверженной
критической оценке или проверке логикой, — это терминологическое противоречие,
не совместимое с логической логикой. Это парадоксальная логика — логика всей
практики или даже практические соображения... Логика, которая, как и любая
практическая логика, может быть понята только в действии, в движении, которое
скрывает ее, делая бесконечной. Это создает аналитику серьезную проблему,
которая может быть решена лишь посредством обращения к теории логической логики
и практической логики. Профессионалы от логоса предпочитают, чтобы практика
подкрепляла некоторые размышления, желательно логические.
Проблема состоит в том, что когда кто-то вроде меня пытается
разобраться с практиками, он склонен представлять их слишком аккуратно и
логично, так как это необходимо, чтобы написать о них книгу и выглядеть умным.
Клаббинг нелогичен, но нелогичен и привычный мир. Габитус просто дает
возможность считать что-то более логичным, чем что-то другое, наполняя это
что-то ощущением социальной и моральной значимости, отрицаемой клубной жизнью.
Получается, что в клаббинге мы ищем разрушения габитуса, имеющего собственную
социальную и эмпирическую логику, вытекающую из разницы между социальной
логикой, управляющей некоторыми сторонами досуга, и логикой повседневной жизни.
Логика клубной практики радикально отличается от логики повседневной практики.
Она существует вопреки этой практике и вопреки чувственным параметрам,
установленным габитусом.
Предыдущая Следующая