Предыдущая Следующая
Американское радио всегда ставило рекламу превыше
развлечения (за исключением некоммерческого общественного радио и
университетских станций). Главное — рейтинг, поэтому все, что увеличивает
данные о количестве слушателей, приветствуется. В результате с шестидесятых
годов такие «научные» понятия, как Top
40, были доведены до крайности. Плей-листы урезались до
двадцати пяти хитов, самые популярные из которых подвергались «частой ротации»
и проигрывались едва ли не ежечасно. Радиостанции сводились к «формату»,
ограничиваясь очень узким жанром, а новые записи добавлялись к плей-листам
только после тщательных исследований рынка. Роль диджея в выборе мелодий
узурпировал новый функционер — директор программы, зачастую являвшийся не более
чем рыночным аналитиком на службе отдела рекламных продаж.
Имела место и непродолжительная реакция против
строгого форматирования, выразившаяся в мечте хиппи о радио свободного формата.
В США использование частотной модуляции, обеспечивающей высококачественное
стереозвучание, было впервые разрешено в 1961 году. Сначала FM-диапазон облюбовали «серьезные» радиостанции,
преимущественно транслировавшие научно-познавательные программы из
университетов, джаз и классическую музыку. Но приобретавший популярность
сложный (или претенциозный) рок также проникал на FM-частоты в обрамлении нового интимного стиля
представления, которого придерживались диск-жокеи, самостоятельно выбиравшие
музыку и игнорировавшие временнЫе ограничения и расписания ротации.
Пионером в этой области стала станция KMPX в Сан-Франциско — один из многочисленных музыкальных
проектов владельца местного лейбла и устроителя концертов Тома Донахью (Tom Donahue). С 1967 года Донахью начал проигрывать треки,
избегая раскрученных хитов и продвигая андеграундные команды из хиппи-движения,
включая еще тогда не имевшие названия Jefferson Airplane и Grateful Dead.
В качестве постскриптума добавим, что британский
диджей Джон Пил (John Peel) ставил композиции из фальшивого чарта Великобритании,
который он самостоятельно фабриковал на станции в Сан-Бернардино. Фактически
Пил предложил очень схожий с концепцией Донахью формат по меньшей мере за шесть
месяцев до рождения свободного формата в Сан-Франциско, хотя руководство
станции его новшество отвергло. Весной 1967 года Пил вернулся в Англию и
внедрил те же самые идеи в программе Perfumed Garden на пиратском Radio London.
Предыдущая Следующая