Предыдущая Следующая
Хотя в ‘Planet Rock’ не применялось
сэмплирование в цифровом, «кнопочном» смысле слова, который в него вкладывают
современные хип-хоп-продюсеры, по сути своей это был сэмплированный трек, так
же как ‘Rappers’ Delight’ и ‘Adventures…’ Флэша. Фактически все
три песни являются примерами резкого перехода от своего рода органического
сэмплирования, то есть постепенного заимствования мелодий и ритмов, которое
всегда имело место в музыке, к более непосредственной форме плагиата.
Упомянутые произведения, собранные из отрывков и огрызков чужих произведений, —
уже даже не версии других песен, не импровизации на тему, а копии,
перезаписанные с существующих пластинок или исполненные нота в ноту с
максимальной точностью.
В отличие от
своих предшественников, композиция ‘Planet Rock’ представляла собой нечто
большее, чем обычное поппури из поп-хитов. Бейкер и Бамбата доказали, что
сэмплированные элементы не обязательно сохранять в исходном состоянии — с ними
можно произвести реакцию, в результате которой образуется новое более сложное
вещество. В наши дни продюсеры часто злоупотребляют этой идеей, делая записи из
множества крохотных сэмплов, которые искажаются и перекраиваются до
неузнаваемости. Можно сказать, что данный процесс начался именно с ‘Planet Rock’ — композиции, в
которой отчетливо проявилась способность диджея к созданию новой музыки из
старой.
Одновременно
на передний план выступил еще один аспект сэмплирования — его юридическая
спорность. Указывая на явные заимствования в треке ‘Rappers’ Delight’
из песни ‘Good Times’,
участники Chic
Найл Роджерс и Бернард Эдвардс с успехом отстояли свои авторские права. Услышав
‘Planet Rock’,
Kraftwerk
обратились в суд с требованием об отчислении от прибылей, но процесс затянулся
на долгие годы. Вообще-то Бейкер предвидел юридические трудности и записал
композицию с альтернативной мелодией, которую (после того как Том Сильверман [Tom Silverman] — глава фирмы Tommy Boy — решил выпустить
пластинку в первоначальном варианте) использовал как основу для очередного
произведения Бамбаты ‘Play At Your Own Risk’.
Предыдущая Следующая