Предыдущая Следующая
Ямайская музыка уникальна по своей природе и крайне
важна для диджейского ремесла. Здесь, на маленьком острове, сложился совершенно
беспрецедентный подход к записанной на носители музыке, чье влияние
прослеживается во всем мире. Это влияние не обязательно являлось
непосредственным, зато непременно — устойчивым. Оно сыграло ключевую роль в
рождении хип-хопа и отразилось на многих других музыкальных формах, особенно на
методах их производства.
Именно на Ямайке запись перестала рассматриваться как
готовое изделие. В студии она служила матрицей акустических возможностей,
сырьем для бесчисленных «дабов». Так появилась концепция ремикса (за несколько
лет до того, как сходные идеи осенили диско- и хип-хоп-диджеев). Когда запись,
поверх которой deejay читал тостинг,
проигрывалась через саундсистему, она из законченного произведения превращалась
в средство создания еще более монументального творения. Благодаря этому
существенно изменился статус записанной музыки, что за пределами Ямайки
произошло, опять-таки, не ранее наступления эпохи диско и хип-хопа.
Кроме того, на Ямайке студия звукозаписи достигла пика
своего развития в качестве инструмента как такового. Здесь, на службе у саундсистемы,
продюсер понял, что он способен творить как музыкант: не только записывая, но и
модифицируя звук.
(Терминологический момент: на Ямайке пластинки
выбирает «селектор», а deejay
является вокалистом сродни рэперу. В данной главе мы будем различать термины
«диджей», который является предметом нашей книги, и «deejay» — тот, кто на Ямайке держит микрофон.)
Корни саундсистемы
Вследствие взаимодействия африканских, европейских,
североамериканских и местных традиций Карибские острова отличаются широким
диапазоном музыкальных культур. Но Ямайка добавила к ним то, что коренным
образом изменило ее музыку, — саундсистемы. При помощи этих тяжелых передвижных
установок из усилителей и громкоговорителей записи проигрывались на открытом
воздухе для достижения максимального эффекта.
Предыдущая Следующая