Предыдущая Следующая
Музыка действует на человека сильнее всего, когда является
частью его биографии. П рослушивание танцевального трека в новой обстановке
может (по крайней мере, частично) вернуть вас в состояние эйфории, которую вы
испытали в клубе. В этом случае музыка становится эмоциональным маркером,
действие которого сходно с действием звонка на собаку Павлова, однако здесь
речь идет об акте самообучения, обусловленном субкультурным телом. Музыка
становится точкой соприкосновения с приятными воспоминаниями; вы вдруг начинаете
улыбаться, пританцовывать и вообще ощущаете некоторое возбуждение, поскольку
заново переживаете чувственные состояния, некогда вызванные клаббингом. Это
напоминает вам о том, что жизнь прекрасна, пусть даже в данный момент ваше
положение оставляет желать лучшего.
ВЫВОД
Для слушателя музыка всегда насыщена острыми чувственными и
эмоциональными качествами. Клубная среда и прогресс музыкальных технологий
усилили некоторые из этих качеств. Обволакивающие, заряжающие свойства баса,
переход к ускоренным ритмам и воздействие наркотиков изменили чувственную
систему координат, с опорой на которую клабберы воспринимают музыку. Она стала
экстатической в том смысле, что получила способность служить основанием для
радикального сдвига в ощущении людьми социального тела. Последнее получило
доступ к субкультурным ритмам, которые отвергают западный взгляд на телесную
дисциплину и контроль, ввергая людей в состояние исступления. Такое состояние
может принимать две формы, одновременно являясь личным опытом глубокого погружения
в ритм и уже скорее общественным опытом, порожденным эмоциональной силой
музыки, которая настойчиво сплачивает людей.
Клубный опыт и музыка соединяются в памяти. Мелодии способны
вызывать почти рефлекторный отклик, поскольку они тесно связаны с чувственной
биографией клаббера. Они заново разжигают некоторую часть клубной страсти,
напоминают о кинестетических и эмоциональных радостях клаббинга и так
возвращают клабберу ощущение полноты жизни. Музыка существует как саундтрек
удовольствия или чувства близости к людям, которые вместе хорошо проводят время
и получают удовольствие. Она не дает забыться чувственному знанию клаббинга,
являясь эмоциональным референтом, который может быть использован в любое время
и вне клубной среды. Это важно, поскольку чувства запоминаются не так, как
идеи. Память об эмоциональном содержании клаббинга может со временем стереться
из тела. Музыка способна повернуть вспять это течение чувств, и они вернутся,
пусть и в несколько смягченном варианте.
Предыдущая Следующая