Предыдущая Следующая
Мне нравится видеть, как люди на танцполе ловят кайф. Бывает,
присядешь, чтобы отдохнуть, и смотришь, как ктонибудь с наслаждением зажигает.
Это классное зрелище — гораздо лучше всего, что показывают по телевизору
(женщина, 41 год, девятнадцать лет опыта).
То, что в клубе можно свободно, без страха осуждения выражать
себя в физическом плане, доказывают многочисленные эпизоды, свидетелем которых
я был. Однажды я видел, как одинокий мужчина прыгал на месте, улыбаясь
окружающим во весь рот. Казалось, он закинулся парой таблеток экстази и на
время превратился в восхищенного ребенка. Его возбуждение мгновенно передалось
незнакомцам вокруг него. Он уже не был отделен от группы, а стал физическим
символом нарастающей в клубе эйфории. В другой раз я видел, как молодой полный
парень внезапно начал убедительно и чрезвычайно энергично отплясывать некий
ирландский танец. На вид он весил больше сотни килограммов, но тело его,
казалось, отрицало законы гравитации, и ноги взлетали вверх с удивительной
легкостью. Пот с него катился градом, глаза были крепко зажмурены, а лицо
излучало искреннюю радость. Выглядело все это одновременно величественно и
очаровательно глупо. Эти примеры позволяют понять, насколько достижимо в клубах
физическое раскрепощение. Не обязательно хорошо выглядеть в танце, достаточно
просто двигаться, выражая свою страсть. Эта свобода — одна из главных
отличительных особенностей клубной атмосферы.
ВЫВОД
Клубные танцы — это экспансивная дионисийская практика в том
смысле, что она выводит людей за пределы повседневных социальных, чувственных и
эмоциональных рамок. Следовательно, это есть форма познания: способ восприятия
мира, бросающий вызов чувственным ограничениям, порождаемым габитусом и
критическим вниманием окружающих. Вот почему мои информанты находят его столь
освобождающим. Это знание не испаряется, когда люди покидают клубное пространство,
а становится особой осью в чувственной системе координат клабберов, эталоном, с
которым можно сравнивать повседневные телесные практики. Если воспользоваться
терминологией П. Бурдье, то можно сказать, что ограничительная природа
будничных аполлонических практик перестает восприниматься как должное, а
полученное благодаря таким практикам знание может быть перенесено на почву
альтернативной чувственной деятельности. Так выразилась одна из моих
собеседниц:
Предыдущая Следующая