Предыдущая Следующая
Музыка высвобождает чувственную лихорадку, которая заражает
людей и распространяется по танцполу с невероятной скоростью, заманивая в свои
объятия новые жертвы. Остававшиеся в теле шлаки прошедшей недели, ваши
беспокойства, недостатки, а также достоинства — все это направляется в танец и
преобразуется в движение, энергию и накал страстей. Ваши переживания не просто
забываются. Всякие намеки на них удаляются из тела. Танцпол приводит в экстаз,
и дело тут не в наркотиках, а в жизни, не скованной физическими и
эмоциональными оковами монотонного быта. Здесь серость уступает место другим
краскам: ярко-красным, обжигающе-оранжевым, радужно-синим и
призрачно-серебристым. Прощай, Канзас! Здравствуй, потрясающе прекрасный
танцпол!
Временами при этом возникает прямо-таки сверхъ-естественное
чувство: такое ощущение тела выводит вас далеко за пределы повседневного
социального опыта и кажется возвышенным проявлением самобытия в мире. Как
выразился один информант: «Если тебе никогда не казалось, что ты на танцполе
трахаешься с богом, значит, ты никогда по-настоящему и не танцевал».
Интенсивностью телесных переживаний клубные танцы, кажется,
действительно напоминают ритуалы бразильских или гаитянских шаманов. Я многое
испытывал на танцполах. Мое тело ощущало такую физическую радость, которая
казалась сверхъестественной. Однако, как объясняет Ж. Батай, к подобным
аналогиям следует прибегать с осторожностью:
Хотя уместно использовать слово «мистицизм», говоря о
«радости перед смертью» и ее проявлениях, это подразумевает лишь эмоциональное
сходство между данной практикой и теми, что характерны для ряда азиатских и
европейских религий. Нет оснований связывать предположения о существовании
якобы более глубокой реальности с радостью, единственный объект которой — жизнь
здесь и сейчас. «Радость перед смертью» может испытывать лишь тот, кто не верит
в загробную жизнь; это единственный интеллектуально честный способ поиска
экстаза [Bataille G. 1985:236].
Предыдущая Следующая