Предыдущая Следующая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полнокровная жизнь больше не является мечтой, погруженной в
бесконечный сон в ожидании судьбоносной ночи.
Первичность экономики отступает перед желанием жить. То
быст-рее, то медленнее, вокруг меня, вокруг любого, кто
ищет свободы, вращается веретено жизни, плетущее саван
прежнему миру [Vaneigem R.1983:39].
К нуждам, желаниям и страстям плоти относились с подозрением
на протяжении всей истории западной цивилизации. Социальные и моральные
правила, окружавшие тело, подчеркивали важность дисциплины и ограничений, что
придавало телу моральную глубину и делало его уникальным социальным объектом,
изнутри ограниченным габитусам, а снаружи — пристальным наблюдением окружающих.
Когда влияние протестантско-христианской морали ослабло, его заменила философия
здоровья, которая перевела старую мораль на язык науки двадцатого века. Но и
для космологии медицинских ограничений, отрицавшей ценность и значение
чувственных излишеств, тело осталось проблемой.
По мере того как «процесс цивилизации» накладывал на наше
тело новые внутренние и внешние ограничения, люди чувствовали себя все более
черствыми, безликими, лишенными страсти, загнанными в ловушку габитуса и не
имеющими возможности для социального самовыражения. Несмотря на богатство, безопасность
и обещания индивидуальной свободы, люди все же не чувствовали удовлетворения. В
сравнении с остальным миром западные люди были счастливчиками, он они не
чувствовали себя таковыми. Они ощущали себя скорее пойманными в ловушку, нежели
освобожденными; это чувство шло из глубины их задыхающейся плоти и выражалось в
неясном стремлении к нечто большему. Чтобы наполнить свою жизнь страстью, люди
не собирались возвращаться к насилию, но им нужно было пространство, где они
могли бы побороть внутренние ограничения, заложенные в их теле. Волны
экспериментов, изменявших доминирующий габитус, накатывали и отступали.
Появление кокаина в 1920-е годы, героина — в 1950-е и LSD в 1960-е рождало все
новые чувственно-социальные эксперименты, вызвавшие в свое время панику. Каждая
последующая волна была выше предыдущей, пока в конце концов экстази, будучи
глубоко социальным наркотиком, легко нашедшим свое место в стремительно
развивающейся сфере досуга, не превратило эти телесные эксперименты из
привилегии богемной жизни в мейнстрим. По стране прокатилась волна мгновенных
смертей Золушек-Рокфеллеров — рейв пронесся по городам и окраинам. Тело
сорвалось с цепи, на повестке дня был гедонизм, а танцы снова стали допустимой
практикой, в том числе и для мужчин. Все это в свою очередь изменило музыку,
которую мы слушаем, и наше восприятие музыки. Границы ночи расширились, стало
обычным наблюдать, как с пульсирующим ритмом музыки встает солнце. Люди
чувствовали, что живут так, как не может позволить жить их якобы ратующая за
свободу культура.
Предыдущая Следующая