Предыдущая Следующая
На идеологическом уровне западный мир обеспечивает людей
необходимой свободой, однако П. Бурдье показал, что тело людей несет в себе
чувственные и идеологические ограничения, созданные обществом, и
предрасположено воспроизводить социальное пространство, в котором существует.
Он пишет:
Габитус, являясь продуктом истории, формирует индивидуальные
и коллективные практики, тем самым создавая историю в соответствии с образцами,
выработанными историей. Он закрепляет активное присутствие опыта прошлого,
заложенного в каждый организм в форме модели восприятия, мыслей и действий,
которая гарантирует «правильность» практик и их неизменность во времени более
надежно, чем любые формальные правила и нормы [Bourdieu P. 1990:54].
Изменение габитуса может возникнуть вследствие пересмотра
человеком своих требований к миру в результате клаббинга. Люди сталкиваются с
альтернативными желаниями, преобразуя восприятие себя в соответствии с этими
новыми, а не утвержденными обществом желаниями, стремлениями и путями,
содержащимися в габитусе. Эти новые желания являются чувственно-социальными
модальностями, порождающийся знанием о том, каким человек хочет видеть свой
мир, свои отношения с другими людьми, свою работу и свою жизнь. Капитализм
потребления построен на возможности создавать желания потребителя, он
подразумевает наличие чувства постоянной неудовлетворенности, которая
заставляет нас для утоления потребительского голода покупать всё больше и
больше хлама. Если мы откажемся от этого голода и заместим его альтернативными
желаниями, вся система начнет рушиться. Между желаниями личности и интересами
нашей культуры существует трещина, так как культура внушает свои нужды каждому
поколению людей. Западные люди привыкают желать потребления с ранних дней своей
жизни. Однако клаббинг способен создавать желания, во многом похожие на желание
потребления, позволяющие людям сосредоточиться на первичности социальной практики,
а не символического пространства потребления в качестве источника удовольствия,
наслаждения и удовлетворения. Это не значит, что клабберы покидают сферу
потребления, ведь сами клубы являются пространством потребления. Скорее у них
появляются новые желания, не обязательно связанные с потреблением, так как они
являются следствием альтернативных форм социальной практики, позволяющих
исследовать новые социальные модальности, являющиеся источником чувства
удовлетворения и осмысленности.
Предыдущая Следующая