Предыдущая Следующая
Взгляд британцев на удовольствие меняется; все больше людей
приобретают новый опыт и новое понимание удовольствия. Люди, музыка, наркотики,
секс, танцы — любой из факторов, существующих в клубах в комбинации с
остальными, может сам по себе доставить удовольствие. Они являются базовыми
элементами активного чувственно-социального поведения, на котором основывается
идея «развлечений с друзьями». Более точным был бы взгляд на эти потенциальные
возможности клуба, эти несопоставимые явления, собранные под одной крышей, как
на что-то такое, что люди могут разделить между собой, ведь именно разделяя их,
люди получают наибольшее удовольствие. В данном случае гедонизм проявляется
скорее как общественная, нежели индивидуальная сила, она зиждется на связи,
которая в клубе может быть с одинаковой вероятностью установлена как между
друзьями, так и между незнакомцами. Эти взаимоотношения являются результатом
исключительного обострения чувств. Вот почему экстази оказало сильное влияние
на наше представление о хорошо проведенной ночи, оно изменило восприятие ночи
обществом.
Взаимоотношения в клубе сперва формируются и функционируют
как чувственные — это делает их до-ступными по мере того, как клабберы
продолжают проводить время в клубе; чувственные взаимоотношения превращаются в
социальные, в их сторону смещается фокус опыта. Важнее всего то, что
чувственность становится инструментом изменения и усиления определенного набора
социальных взаимоотношений. В одном все мои информанты солидарны: после
нескольких лет посещения клубов, приема наркотиков и безумных танцев, впитав
чистейшие ритмы один за другим, они нашли кое-что ценное — людей, с которыми
они делили этот опыт.
СМЕШЕНИЕ ПОЛОВ
В своей книге, посвященной обществу кабилов, П. Бурдье (1990)
называет одной из основных управляющих сил габитуса различие между телесными
практиками мужчины и женщины. Их тела устроены противоположно друг другу, и это
устройство имеет глубокие социальные последствия, сделавшие возможным
существование всех последующих уровней различия у кабилов. Эти различия
существуют в любом обществе, в том числе и в нашем. Однако клаббинг на время
разрушает телесные законы, так как тело в клубе скорее является дионисийским
телом, чем имеет определенный пол. Б. Малбон (1999) в своей работе
рассматривает идею о том, что клубы могут служить пространством для
освобождения женщин. Он отмечает, что женщины ценят в клубах отсутствие
сексуального давления и одновременно могут проявить свою сексуальность, и я с
этим полностью согласен. Однако я бы добавил, что, сосредоточившись на
женщинах, он исказил объект изучения, поскольку клаббинг освобождает не только
тело женщин, но и тело мужчин, и именно это общее раскрепощающее действие формирует
клуб как единое целое. Т о есть раскрепощаются не только женщины, но и мужчины,
которые получают возможность по-новому ощутить свое тело.
Предыдущая Следующая