Предыдущая Следующая
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ТАНЦА
Лишь самоуверенные или одурманенные клабберы, попадая в клуб,
идут прямо на танцпол. Большинство тусующихся сначала привыкает к месту и
постепенно начинает расслабляться. Из-за присущей им социальной тревоги люди
заполняют танцпол по мере нарастания «движухи» в клубе и проходят в течение
ночи через несколько состояний, каждое из которых соответствует разным этапам
процесса. Изложенная ниже модель основана на наблюдениях за сотнями танцполов.
Я должен подчеркнуть, что это лишь общая схема и все может сложиться иначе,
если в клуб придет группа особенно отвязных личностей, которые неожиданно
бросятся танцевать и ускорят весь процесс. Однако в целом данный план из пяти
пунктов оказывался верным в большинстве клубных пространств независимо от
специфики самого клуба.
Первый этап — это предтанцевальная стадия, когда тусовщики
начинают обживаться в клубе. Они собираются на периферии пространства — у баров
или по краю танцпола. В компании друзей они разглядывают толпу, оценивая
пришедших, выпивают, посмеиваются и приглядываются. Некоторые ждут, пока
подействует наркота, и на этой стадии еще не уверены, как сложится ночь.
Окажется ли она удачной? Будет ли весело? Понравится ли им публика? Будет ли
комфортно? Но поскольку клаббинг суть чувственная практика, то и сомнения
разрешаются посредством чувств: по мере действия наркотиков меняются тела и
позы; пока усиливается шум и повышается градус, растет и толпа; люди начинают улыбаться
и смеяться; музыка проникает в их тела, ускоряя движения. Собравшиеся понемногу
заполняют пространство, успокаиваются, ощущение телесного возбуждения
сочетается у них с расслабленностью. Они начинают наслаждаться толпой и уже не
чувствуют грозы с ее стороны. Прежде чем завершается первый этап, люди
подтягиваются к танцплощадке.
Второй этап. Танцпол заполняется не разом. Для этого может
потребоваться некоторое время, поскольку, будучи изначально пуст, он является
наиболее заметным местом клуба. Иногда это происходит неожиданно, когда ди-джей
ставит любимую многими вещь или если выходит танцевать смелая компания. Однако
чаще процесс идет медленно, причем не обязательно поступательно, ведь,
незаметно начав танцевать в сторонке, люди могут выйти в центр, а затем
отступить на-зад. Обычно танцпол окружен теми, кому не терпится поплясать, но
кто пока не решается сделать первый шаг из безопасной тени толпы в центр
всеобщего внимания. И все же заразительная природа музыки постепенно овладевает
их телами: головы кивают, ноги притопывают, бедра покачиваются, туловища
содрогаются. Никто пока не танцует у всех на виду. Все болтают, смотрят,
балансируют на грани и постепенно втягиваются в танец под воздействием музыки
как неудержимой материализованной силы. На этой стадии посетители предпочитают
держаться группами, и даже переходя на танцпол, остаются вместе, сосредотачивая
внимание друг на друге и пытаясь быть как можно менее заметными. Как только
достигается определенный уровень участия (обычно две или три отдельные группы
танцующих), на танцполе вступает в силу закон критической массы. Внезапно он
оживает, и, когда тусовщики убеждаются, что ночь в разгаре, между танцующими и
наблюдателями наступает равновесие.
Предыдущая Следующая