Предыдущая Следующая
Воздействие памяти на восприятие является примером того, что
ученые когнитивного направления называют нисходящей обработкой — ей
противоположно известное как восходящая обработка построение восприятия на
основе обработки ощущений.
Идея восходящей обработки важна, так как позволяет нам
рассмотреть динамику клаббинга в чувственном пространстве, избежавшем контроля
габитуса, и уловить существование альтернативных взаимоотношений между нами
самими и созданной культурой идеологической сферой. Культура стремится
контролировать обе формы обработки. Она контролирует символическую сферу,
которую мы постигаем сверху вниз через манипуляции со знаками, и телесную сферу
восходящей обработки, воспринимаемую через габитус, сливая эти два способа
восприятия в единое культурное целое.
Моя персональная точка зрения, выходящая за рамки тезиса А.
Дамасио, состоит в том, что «протоэго» — это биологический механизм, на который
опирается габитус. Он позволяет обществу формировать тело и закладывает
фундамент для нашего восприятия социального мира, тем самым навязывая нам
практики, посредством которых мы взаимодействуем с ним. Клаббинг изменяет
«протоэго», а следовательно, и габитус, позволяя нам по-новому посмотреть на
свой мир. Однако мы говорим о клаббинге, а не о великом духовном прозрении,
поэтому многие люди смотрят на изменение восприятия с долей скептицизма.
Ограничения привычного мира сдерживают и отвергают его как глупое и
нерациональное. И все же мне удалось обнаружить определенные эмоциональные
модальности, сопротивляющиеся воздействию привычного мира, отказываясь воспринимать
всерьез его и его систему убеждений, несмотря на то что любая культура требуют
серьезного отношения к себе. Собственная культура начинает казаться людям все
более комичной и абсурдной, они все чаще игнорируют ее требования, ее
общественные и моральные притязания, ее решимость продолжать действовать так,
как будто люди все еще верят в нее. Они переживают альтернативный опыт,
делающий требования культуры чувственно несостоятельными. Они не собираются
бороться с культурой — они с удовольствием используют ее структуру, чтобы
получить желаемое, и всего-навсего хотят, чтобы их оставили в покое, предоставив
их жизнь с особенными чувственно-социальными связями и убеждениями им самим.
Тело, через которое люди воспринимали культуру, изменилось, и они стали смотреть
на нее иначе.
Предыдущая Следующая