Предыдущая Следующая
Экстази и «установка и обстановка» клубной среды создали
социочувственное состояние, лишившее прежние взгляды парня эмоциональной основы
и сделавшее их ненужными. Он освободился от тела, в плоти которого хранились
эти взгляды, и больше не мог с ними согласиться. Привычный мир не признает
значения этого мощного позитивного опыта, так как откровение родилось под
действием наркотика, однако оно было настолько важным, что привело к пересмотру
молодым человеком восприятия самого себя и своего мира и изменило его жизнь.
Избавив свое тело от упорядочивающей логики габитуса, и тем самым отклонившись
от «программы», он заново установил чувственносоциальную связь между собой и
миром, изменив таким образом собственный взгляд на мир. Однако от обыденного
габитуса не так-то просто отделаться — он возвращается, чтобы наполнить тело
старыми обычаями, позами и эмоциональными откликами, берущими начало в
окружающем нас социальном мире. Взгляды, формируемые экстази, могут прочно
закрепиться только после изменения социальной среды. Так как клаббинг, в
сущности, является альтернативной социальной ареной, имеющей собственный
социальный кодекс и социальные структуры, сопутствующие такому опыту, он может
укрепить новое видение мира.
ИСТОРИЯ ГАБИТУСА
В работе Н. Элиаса (1998) наибольшее внимание уделено
исторической перспективе конструирования и сохранения габитуса 1. Элиас
исследует постепенный процесс создания «цивилизованного тела»: в его работе
отслеживается сформировавшее габитус современного мира движение от совершенно
свободного и неконтролируемого тела средневековья, открыто проявлявшего свои
«настроения», «желания» и «страсти», к управляемому и манерному телу эпохи
ренессанса и последующих эпох. Он утверждает, что, с точки зрения
материализованных ограничений, налагаемых на наши эмоциональные и сексуальные
чувства, тело является объектом постоянно возрастающего социального контроля.
Н. Элиас объясняет:
Предыдущая Следующая