Предыдущая Следующая
Вслед за А. Дамасио я считаю, что эта «схожесть
умонастроения» вытекает из трансформации телесной практики, которая изменяет
«протсэго» тусовщиков, освобождая его от тела города и вселяя в него тело
клуба. Такая перемена позволяет клабберам стать частью социальной сферы
вечеринки и наслаждаться соответствующим опытом. Метро — отличный пример
антиклуба. Там действительно может возникнуть чувство дискомфорта, поскольку
пассажиры избегают зрительного контакта, редко улыбаются, пытаются отстраниться
друг от друга, стремясь при этом стать как можно менее заметными. Люди в городе
становятся объектами, которые нужно просто терпеть, а не взаимодействовать с
ними. Подумайте, как часто окружающие раздражают вас, причем не потому, что намеренно
препятствуют вашим действиям, а скорее из-за того, что просто мешают вам,
загораживают дорогу, наталкиваются на вас или всего лишь странно на вас
смотрят. Словом, все то, что в клубах не кажется таким уж существенным или
угнетающим, в городской среде начисто стирает всякое сочувствие и превращает
человека в источник гнева. Р Корнелиус в книге The Science of Emotion
высказывает следующее предположение: «Гнев, например, является не только
базовой, но еще и сложной социальной эмоцией, так как возникает, когда планы
человека или его движение к цели нарушаются поведением другого человека».
Массы горожан сами по себе притупляют наше восприятие людей
как личностей, которым нужно придавать важное значение и от общения с которыми
можно получать наслаждение. Вместо этого мы начинаем воспринимать их в качестве
объектов, вещей, которые нужно обойти, миновать, которые раздражают. Тело
города — это ощетинившееся, холодное тело, не желающее приближаться к
незнакомцам и посылающее соответствующие сигналы: минимум визуального контакта
и улыбок, демонстрация равнодушия, иногда грубость и резкость, напряженность.
Этот примитивный лексикон жестов и слов во многом определяет восприятие города
на чувственно-социальном уровне.
Предыдущая Следующая