Предыдущая Следующая
Deejay хватает микрофон
Владельцы саундсистем,
вкладывавшие все свои творческие ресурсы в победу над конкурентами, весьма
ощутимо расширили спектр возможностей диджея. Трансформируя записанную музыку в
уникальное живое шоу, диджей всячески старается сделать свое выступление важным
и волнующим. Специфические потребности саундсистемы и сопутствующей ей культуры
вызвали к жизни несколько ключевых инноваций. Строившие системы инженеры уже
активно наращивали басовый потенциал громкоговорителей, чтобы усилить
«телесность» музыки. Диджеи уже мотались по всему свету в поисках редких и
необычных пластинок. Следующие шаги должны были оказаться очень большими.
Первой серьезной переменой
стало добавление живого вокала — рифмованных фраз, которые под музыку
произносил deejay. Вдохновляясь устным
творчеством американских радиодиджеев, диджей разделил свои обязанности с
ведущим. Теперь вместо одного человека, ставившего и объявлявшего песни,
появились двое: селектор и deejay, также называемый «тостер»
или MC. Сегодня эти исполнители —
самые яркие звезды ямайской сцены. Таких тостеров, как Йеллоумэн (Yellowman), Шабба Рэнкс (Shabba Ranks), Буджу Бэнтон (Buju Banton) и Бини Мэн (Beenie Man) знают и любят не меньше рок-звезд или рэперов.
Deejay-вокалист впервые взял микрофон примерно в 1956
году. Уинстон «Граф» Мачуки (Winston ‘Count’ Machuki), ставивший записи с 1950
года сначала для Тома «Великого Себастьяна», а потом для Downbeat Коксона, однажды перестал довольствоваться нехитрым
представлением песен.
«Я сказал мистеру Додду:
„Дайте мне микрофон”, — вспоминает Мачуки в книге Стива Бэрроу ‘The Rough Guide To Reggae’. — Он дал мне микрофон, я начал откалывать свои
шуточки, и Додду это понравилось. Я испытал это на Коксоне, который подсказал
мне еще парочку острот. Я повторял их на протяжении всей субботней вечеринки в Jubilee Tile Gardens. Все были довольны. Меня в ту ночь угощали
спиртным так часто, что я просто не мог все выпить».
Предыдущая Следующая