Предыдущая Следующая
Вкниге Metaphors We Live By Дж. Лакофф и М. Джонсон анализируют то,
как метафоры ориентируют человеческую речь и мысли, создавая систему связи
между несопоставимыми идеями. К примеру, они рассматривали такие ориентирующие
метафоры, описывающие счастье, как «я сегодня ощущаю подъем», и пришли к
выводу, что эти метафоры имеют вещественный и опытный базис, наделяющий их таким
направлением. Итак, «подъем» — это счастье, «упадок» — это грусть. Однако та же
самая вертикальная ориентация описывает ряд других опытов. Так, сила считается
«возвышением», в то время как слабость — «приземленностью». Нравственность
называют «высокой», безнравственность — «низкой». Авторы утверждают:
В действительности нам кажется, что никакая метафора не может
быть полностью осмысленной или адекватнопредставленной и независимой от своего
опытного базиса.
Давая людям новые ощущения, клаббинг создает новые
овеществленные метафоры и изменяет язык. Многие выражения, например «улететь»
или «приземлиться», основаны на овеществленных метафорах, описанных Лакоффом и
Джонсоном. Большинство метафор, исследованных Лакоффом и Джонсоном, происходят
от обычных физических и пространственных опытов (положение стоя, положение
лежа, движение и т. д.). Метафоры клаббинга, напротив, подразумевают
радикальные перемены в теле. Слово раш1 не подразумевает, что вы пытаетесь
догнать автобус, — оно скорее фиксирует физические ощущения, появляющиеся после
приема экстази. Волны экстази проносятся по вашему телу, пропитывая его,
изменяя сознание, освобождая плоть, меняя восприятие до тех пор, пока раш не
прекращается и вокруг вас не устанавливается та нужная атмосфера всеобщей
любви, за которой вы гнались. Хотя слово rush нам знакомо, в данном случае оно
приняло другое значение, так как его чувственная структура полностью
изменилась.
Язык клаббинга обычно связан с уходом от обыденности. Люди
говорят о свободе, освобождении, непринужденности, бесшабашности, безумии и
развлечениях на всю катушку. Даже выражения вроде «обдолбанный», «убитый» или
«торкнутый» не обязательно несут негативную оценку, так как обозначают
состояния, не скованные ограничениями повседневности. Критики клаббинга с
готовностью называют чувство ухода от обыденности эскапизмом и объявляют
альтернативную чувственно социальную реальность фальшивкой. Однако в этом также
легко усмотреть экспансию повседневной реальности, тогда становится ясно, что
чувственно-социальные ограничения этой реальности так же непоследовательны, как
и культура в целом. (Первое, что понимаешь, изучая антропологию, — это то, что
существует великое множество культур, ни одна из которых не лучше остальных.)
Предыдущая Следующая